Используем свой компьютер на все 100. Или цифровой аудио транспорт Hi класса на базе РС

Звуковые карты, акустика, гарнитуры
Ответить
Автор
Сообщение
avuremybe
Member
Аватара пользователя

Сообщение

Сори, нет желания вникать во все тонкости. Можно в двух словах о моем частном случае? :beer:

Имею Edifier S730D (ЦАП встроен), подключен через S/PDIF. Производитель пишет, что ЦАП поддерживает 96kHz/24bit.
Случаю через AIMP (поддерживает и ASIO и WASAPI).
Какие настройки где выставлять?

Звук > Дополнительно
Изображение
Тут понятно - выставляю то, что пишет производитель.

Звук > Поддерживаемые форматы
Изображение
Тут не понятно. Выставляю 96 и кратный ему 48. А 88.2 и 44.1 отмечать? Ведь подавляющее большинство музыки, которую я слушаю, записана в 44.1

AIMP > Настройки
Изображение
Изображение
С выбором драйвера тоже не совсем понятно. Есть поддержка и ASIO и WASAPI, при чем оба предлагаются в каких-то разных режимах.
Что лучше?
В данный момент использую ASIO: Realtek ASIO, т.к. там есть мои 24bit. Во всех остальных только 32.
Еще 24 предлагают в WASAPI Exclusive. Но я, опять же, не догоняю, что там выбирать. Event или Push?


Собственно, что я делаю так, а что не так?
И что с музыкой 44.1/16 ?

И еще интересует, что выставлять когда играю в игры? Там ведь тоже 44.1/16, но плейера, который это все преобразовывает, уже нет.
YuGo
Member
Аватара пользователя
Откуда: Україна Волноваха

Сообщение

Не отвлекаемся на флуд и минусаторов и двигаемся дальше. Подходим к самому интересному.

Для этого опять нужно вернуться к устройству ЦАПа с сигма-дельта модулятором. Думаю, все кто хотел, уже нашли подробности и отлично знают его структуру. Не будем лезть в технические тонкости, достаточно только блок-схемы. Берем опять самый простой и массовый нежатый формат 44,1/16 и проследим, что с ним происходит до выхода в аналог. Совсем кратко - сначала происходит интерполяция, это делают специальные FIR фильтры. Резкие изломы от низкой частоты дискретизации делаются более плавными, насколько это позволяют схемные решения. Затем нейтрализуется оверзвуковой шум от предыдущего действия и сигнал поступает на модулятор, после которого выходит уже 1-битный поток высокой частоты. Далее по схеме только НЧ фильтр звуковой полосы и аналоговый выход. Вроде и вопросов нет, только почему-то цена гуляет от 5 долларов до немогу, да и звук почему-то разный получается. Хотя наши эксперды утверждают
Алгоритм проигрывания (собственно преобразования из цифры в аналог) единообразен. Это стандарт, иначе звука не получить. Точка.(с)

Ну ладно, попробуем согласиться, только теперь возьмем для примера формат DSD. Главное его преимущество в том, что это уже готовый 1-битный поток, тот самый как после SDM, и которому для преобразования в аналоговый сигнал нужен только НЧ фильтр. Причем это может быть даже самый простеший на 3 детальках.
И когда этот поток поступает на ЦАП, то он идентифицируется и отправляется в обход всего огорода по обработке РСМ сигнала. Т.е. прямо на НЧ фильтр. А это составляет всего лишь 5-10% от общей схемы, остальное в это время просто отдыхает и не подвергается негативным воздействиям от "питалова, обвеса, комплектухи"....Получается, что мы используем всего лишь небольшой кусок девайса, но это только идет на пользу звуку. Правда для этого нужно иметь современный ЦАП с обязательной поддержкой Native DSD, но за последние года 3 таких появилось много, и цена на них адекватная. Ну и конечно нужен DSD контент, а его мало... Студии по-прежнему гонят 90% продукции в CD формате. Получается мы по кругу вернулись опять к нашим 44,1/16 и без ЦАПа, понимающего РСМ нам не обойтись. Засада...

Вот тут у тех, кто способен шевелить правильными полушариями(с)
и появилась мысль как-то поправить это положение и перенести наиболее важные обработки звука на компьютеры. Тем более, они уже в каждом доме, а их возможности практически неограничены. А еще можно использовать и как сервер для раздачи на другие девайсы..
Первый способ я уже озвучивал, это увеличение частоты/дискретности исходника с грамотным шумопонижением. Но это если ваш ЦАП уже со стажем и не понимает DSD. А если с этим все в порядке, то тогда появляются новые возможности. Но это требует и специального софта, который способен вытянуть максимум информативности из формата CD. И чемпион на настоящее время это как раз HQPlayer от горячего финского парня Юсси Лаако (Jussi Laako), который занимается этими вопросами еще с 2008 года.
Вообще это нельзя назвать просто плейером, скорее это софт для полноценного ЦАПа, причем с возможностями, которых нет даже у самых навороченных удифильских девайсов. Как уже понятно, в качестве hardware используется компьютер.
В свежих моделях уже появилось больше тонких настроек звука. Может быть выбор из нескольких FIR фильтров, например 6 шт у AKM. Но у HQPlayer последней версии таких 34, причем можно применять разные для CD и Hi-Res. Для конвертации PCM в DSD имеется на выбор 12 SDM модуляторов, а частота 1-бит потока может достигать рекордных 98,3мГц! Если PCM выдавать без перевода в 1-бит, то к множеству фильтров добавляется еще и 10 алгоритмов шумопонижения, а макс. частота дискретизации достигает 1536кГц. Настроек как понимаете куча, плюс еще надо выбрать правильные опции под ваш девайс вывода в аналог. Я и сам не сразу въехал в "подробности" :) Когда только скачал его и попробовал с наскока получить результат, то увидел дулю в ответ и закинул на какое-то время. Звук то шел с заиканиями, то ждал начала воспроизведения по 10 секунд, то некоторые файлы вообще игнорировались. Сейчас работает как швейцарские часы и все оказалось не так сложно. По основным настройкам "шоб все играло" я обязательно пройдусь отдельно и расскажу в чем были проблемы и как их решать. Чтобы наши эксперды не говорили
Авдитилы, краем уха услышав об этих возможностях, начинают по привычке рукоблудить, перебирая доступные и не очень настройки бессистемно. На слух. Бедняги, им иногда на это всей жизни недостаточно (с)

Я сейчас пробегусь по прохождению сигнала, обработкам, преобразованию на примере своего тракта, как все работает и взаимодействует.
Конфигурация компа в профиле, полный тракт описан выше, звук выводится на USB DAC одним шнурком, отдельного удифильско-линейного БП не использую. В качестве плейера для музыки используется Roon, в зоне вывода выбран HQPlayer. Для примера опять берем наш многострадальный CD формат.
Задействована пара обработок Roon. Все знают, как безобразно пишется большинство сидюков. Динамический диапазон 3-6 дБ, громкость у всех разная. Поэтому у меня выбрана ее авторегулировка, еще я немного корректирую АЧХ наушников, для этого есть параметрический эквалайзер уровня профи, регулирую только одну полосу на 35Гц. Передискретизацию не активирую, динамический диапазон не расширяю, дополнительные обработки не использую (там еще их 6 штук).
Что делается с потоком: сначала увеличивается глубина бит с 16 до 64Bit float, частота дискретизации при этом остается неизменной. Такие захмарные цифры бит нужны для исключения дополнительных ошибок квантования при изменении громкости и эквализации. В этом плане все просто супер, Audeze даже предлагает свои готовые пресеты в стандартной установке.
Затем после обработок глубина понижается до 32Bit и подается на HQPlayer для преобразования в поток 1-бит. Это может сделать и сам Roon, но у него гораздо скромнее возможности.
В HQPlayer сигнал сначала идет на один из 34 фильтров интерполяции. Здесь выбор зависит от ваших ушей и возможностей компа. Они все работаю и на относительно слабых машинах, но комбинация тяжелого фильтра с мощным модулятором уже упирается в процессор и видеокарту. Я не ошибся, для разгрузки процессов используют поддержку CUDA.
Далее поток подается на один из 12 модуляторов, все как правило стремятся выбирать самые последние и навороченные, но опять если хватает производительности. Мой системник тянет комбинацию мощного модулятора 7 порядка только до DSD256 на выходе, хотя ЦАП легко кушает 512. Можно конечно использовать и по максимуму, но тогда нужна более легкая комбинация фильтр-модулятор, а это уже другие акценты в звуке.
Затем уже 1-бит поток с тюнингом выводится через USB на внешнее устройство и преобразуется в аналог. Еще раз напомню, что это уже формат Native DSD и используется маленькая часть схемы черного ящика, а именно только НЧ фильтр. А вот тут возникает логический вопрос - а если нужен только этот фильтр, то нельзя ли его изготовить отдельно? Действительно, зачем тогда нужен такой ЦАП, у которого 90% потрохов не используется? Но об этом позже....

Вроде ничего не забыл по тракту. Шо сказать по звуку?... Радует :super:
Fishnya
Alex
Аватара пользователя
Откуда: Мариуполь

Сообщение

YuGo: 08.06.2021 14:59Но это требует и специального софта, который способен вытянуть максимум информативности из формата CD.
на этом моя компетенция как бы всё...
YuGo
Member
Аватара пользователя
Откуда: Україна Волноваха

Сообщение

avuremybe
Если использовать ЦАП в АС, то там шансы по росту качества минимальные. Интереснее может получиться вариант с Реалтеком 1220 в режиме DSD, если использовать аналоговый вход Edifier. Я позже разжую и это, следи за темой.

Выбор поддерживаемых форматов на SPDIF по идее не работает в режимах ASIO-WASAPI, все выходит без преобразований. Надо только обязательно на вкладке Дополнительно разрешить использование монопольного режима.

По плейеру разницы особой нет между Event и Push, он вроде как использует те же плагины, шо и Foobar, так вот в последних версиях уже вывод по умолчанию только WASAPI Exclusive. Поэтому я бы выбрал его. Честно говоря, Аимп никогда не использовал, всегда до последнего времени брал чистый Фубар и сам подбирал на него обвеску из плагинов.

В играх да, без вариантов. По звуку есть только так, как есть.
der_meister
Member
Аватара пользователя
Откуда: Кропивницький

Сообщение

YuGo
а какой плагин в фубаре используете для передискретизации?

Отправлено спустя 42 секунды:
HQplayer дороговат однако... :(
alexander-magnus
Member
Аватара пользователя
Откуда: Киев

Сообщение

Как по мне. то APlayer звучит вполне прилично
YuGo
Member
Аватара пользователя
Откуда: Україна Волноваха

Сообщение

der_meister: 09.06.2021 09:57 YuGo
а какой плагин в фубаре используете для передискретизации?

HQplayer дороговат однако... :(
Сейчас фубар использую редко и больше как инструмент. Плагин ставил Resampler SoX mod2, но там и частота не выше 192 и алгоритм совсем простой. Все подробно по фубару здесь https://audiophilesoft.ru

Я его покупать тоже не собираюсь :D Вполне достаточно и триала, хотя многие используют и "бесплатную" версию... Но она не самая новая, а обновления идут постоянно. Видно, шо товар пользуется спросом и Юсси занимается плейером в поте лица. Я вот только вчера рассказывал о 34 фильтрах интерполяции, а вечером скачал уже новую версию, а там их уже 43 и плюс 2 новых модулятора. Мне вот новый фильтр poli-sinc-gauss-xl дуже понравился :up: и грузит систему меньше, вентили работают на минимуме оборотов...
alexander-magnus: 09.06.2021 10:08 Как по мне. то APlayer звучит вполне прилично
Я тут с вами полностью согласен. Особенно если учесть, что он бесплатный. Надо будет выложить скрин его настроек для SDM конвертации. Для системников с возрастом это пожалуй, лучший вариант для вывода на внешний ЦАП.
200Man
Member
Откуда: Харьков

Сообщение

Жесть какая то, следил за темой думал в конце будет простой рецепт для людей на реалтеке )) 99% пользователей не будут так заморачиваться, я уверен. За те деньги что стоят эти плееры лучше купить нормальные уши, усь наушниковый или usb dac средней руки и радоваться. Сам юзаю винамп 2003 года выпуска до сих пор и все отлично.
YuGo
Member
Аватара пользователя
Откуда: Україна Волноваха

Сообщение

200Man: 11.06.2021 16:57 Жесть какая то, следил за темой думал в конце будет простой рецепт для людей на реалтеке )) 99% пользователей не будут так заморачиваться, я уверен. За те деньги что стоят эти плееры лучше купить нормальные уши, усь наушниковый или usb dac средней руки и радоваться. Сам юзаю винамп 2003 года выпуска до сих пор и все отлично.
А я разве говорил, шо будет простой рецепт(с)? :laugh: Ладно отвечаю по порядку:
Реалтек 1220/4800 будет впереди. Сначала говорим о софте, а потом о железе, тем более и Roon, и HQPlayer с этими встройками дружат замечательно.

Без заморочек здесь не обойтись, я сразу сказал, шо мозги включать придется. Читайте с самого начала. А если юзаете винамп 2003 года выпуска до сих пор и все отлично (с), то вы ошиблись темой. С этим плеером хороший транспорт категорически не получится, от слова совсем.

По поводу За те деньги что стоят эти плееры...(с) Если у вас такие проблемы с поиском в Гугле - напишите мне в личку, помогу найти "народные" варианты. ;)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Теперь как обещал, расскажу о специфике работы HQPlayer, покажу на примере своих последних настроек. Открываем окно Settings
спойлер
$ 48x512  p-s-gauss-xl AMSDM7 512+fs.PNG
В окне Device выбираем свое устройство выбора, у меня оно обозначено так.
Далее очень важный момент и опция 48k DSD. Вы должны точно знать, поддерживает ли ваш ЦАП потоки Native DSD с сеткой 48кГц. Это по идее, должно быть указано в теках, если нет, то это можно увидеть в панели управления специального USB драйвера для вашего девайса, в моем случае XMOS. Если есть такая поддержка, то выбираете эту опцию. Тогда не будет перегона из 48 в 44,1кГц, а это хорошо влияет на пространственную картинку и кроме того, меньше грузит систему.
Окно Default Output Mode выбирает формат вывода, конечно же SDM(DSD). В него будет конвертироваться все, что поступает на вход плеера и он поддерживает.
Ранее я говорил, что самый лучший вариант - это выбирать максимальные частоты дискретизации используемого ЦАПа. В моем случае это DSD512, причем с поддержкой сетки 48кГц. Поэтому в окне Bit rate (/Limit) я выбираю 48к х512.
Далее птички внизу. Они имеют 3 значения - не выбрано/автомат/выбрано. Автовыбор это закраска серым. Adaptive output rate делает правильный выбор сетки с кратными частотами. Т.е. хотя у нас и жестко выбран выходной формат 48х512, но PCM файлы с частотами 44.1-88.2-176.4-352.8кГц будут выводиться с множителем 44.1 x512.
Multicore DSP у меня работает лучше всего в автомате, при жестком выборе бывали заикания. Если есть мощная видеокарта, то выбирайте опцию CUDA offload, тогда проц работает только с фильтрами, а карта с модуляторами. Или наоборот... точно не помню :)
Теперь когда выбрана правильная конфигурация под устройство вывода, можно играться настройками сигма-дельта модуляции. И тут уже включайте уши на полную и ловите разницу и ньюансы. Когда вы покупаете готовый ЦАП, то слушаете только заложенное в него конструкторами. А здесь вы можете строить звук уже под себя....
Oversampling 1x это фильтр для CD формата 44.1 или 48кГц. Oversampling Nx - для всего шо выше, для хай-реза. Чаще всего нагрузки для разных форматов существенно отличаются, поэтому можно играться и находить компромиссы.
Подробно о настройках и мнениях можно почитать здесь https://community.roonlabs.com/t/which- ... using/6061 и здесь https://audiophilestyle.com/forums/topi ... /#comments. В обоих обсуждениях принимает участие и отвечает на все вопросы сам создатель этого замечательного плеера.

Отправлено спустя 23 минуты 51 секунду:
Добавлю еще, как выглядит окно HQPlayer при воспризведении файла формата PCM 48/24 в связке с Roon.
Видно, какой режим вывода на ЦАП, какой применен фильтр интерполяции и модулятор.
Правее есть информация, какой формат заходит и в какой преобразуется. Думаю, заметили, что частота нестандартная для DSD512. Но это работает, и самое главное звучит классно :super:
спойлер
sign.PNG
slv
Member

Сообщение

Война и Мир :lol: :lol:
feson
Member
Аватара пользователя

Сообщение

YuGo Самый удифильский удифил сайта оверов!

Как ловко!

1. DSD музыки мало - так давайте весь PCM конвертировать в него!
2. При этом задействованы вся мощь и ПК и видеокарт (мало было майнинга так теперь еще и удифилы подтянутся)!
3. При этом потебление электрики - вверх!

Профит и благодарность от мега коорпораций всех - Мирософт Нвидиа АМД Интел.... :super:

Отправлено спустя 7 минут 15 секунд:
---Сынок - а че это свет в доме мигает......

Мама! не мешай!....я слушаю МП3....преобразованный в PCM 48/24...преобразованный в SDM(DSD) с 1249 фильтрами и 12844 преобразователями....
...моя система с 386 процессорами на фреоне......занимает пол-комнаты... :lol:

Отправлено спустя 35 секунд:
Но звук какой - ОБАЛДЕТь..... :laugh:
YuGo
Member
Аватара пользователя
Откуда: Україна Волноваха

Сообщение

Народ, да не закинул я тему.. :)
Продолжим обязательно, просто появилась интересная работа и пока отложил цифровую часть.
Занимаюсь сейчас усилителями для электростатических наушников. Сильно увлекло меня звучание этой техники, так шо пришлось вникать в технические вопросы и заняться модами винтажных японских девайсов.
Цены на новые и продвинутые модели конские, а хочется такого же динамического диапазона за недорого... конечно относительно :D
Заодно поимел возможность познакомиться с продукцией Kings Audio. Понравился их более глубокий низ и своеобразная подача.
Также послушал новодел от Stax начального уровня. За что огромное спасибо камраду из Харькова! :beer:
спойлер
DSCN10271.JPG
YuGo
Member
Аватара пользователя
Откуда: Україна Волноваха

Сообщение

Камдарды! Нужна помощь специалиста по Ардуино.
В принципе, я довольно неплохо с этим дружу и уже делал устройства под свои потребы. Но в данном случае нужны более глубокие знания и опыт.
Кто читал эту тему с начала, понял что я пошел в нестандартном направлении. Но оно того стоит! Уже есть интересные наработки и масса информации.
Сейчас занимаюсь устройством для вывода аналога. При этом хочу, чтобы цена была народной, а играло как по дурной цене :D
Для этого пришлось изучить кучу даташитов и залезть в самые дебри, которые для разработчиков девайсов. Уже знаю, где собака зарыта и в каком направлении двигаться, но опять уперся в программирование...

Сразу отвечу почему именно "детская" Ардуино. Во-первых, эта платформа уже давно применяется для построения контроллеров в DIYaudio, во-вторых, мне легко с ней работать, когда нужно довести изделие с большим количеством вариантов настроек.

Тему обязательно продолжу уже скоро, мне есть что рассказать :beer:
Желающих помочь прошу в личку. Условия обговорим...
YuGo
Member
Аватара пользователя
Откуда: Україна Волноваха

Сообщение

Всем привет!
Я намеренно сделал паузу в теме. Не спешил с выводами, много слушал разного материала, девайсов, производил измерения, участвовал в настройке сложных инсталляций... Сейчас уже готов сделать выводы.

Тема цифрового транспорта на базе мощного компьютера в настоящее время - самый динамично развивающийся сегмент рынка высокого аудио в ценовой категории от высокой до потолка. Это не сильно афишируют, на популярных аудифильских флудильнях этому почти не уделяют внимание, там обсуждают и раскручивают горы железа, которые выпущены за последние годы... А ведь их еще надо как-то насунуть клиентам с деньгами. И тут начинается самое интересное.. :)
Богатые меломаны и аудифилы, как правило, в этом деле не новички, со стажем и уже имеют в наличии ВСЁ для прослушивания любимой музычки "с непревзойденным качеством". Деньги то имеются... для себя любимого не жалко. Но для того, чтобы отдать кровные за дополнительные ништяки, нужны крайне убедительные аргументы. При этом не претендуя на абсолютный слух и "золотые" уши. К тому же, почему то совсем перестали всерьез воспринимать мнения "заслуженных экспертов", оценивающих звучание систем пластинками Жанны Агузаровой :D

Сейчас в тренде не продавцы, а грамотные инсталляторы и им есть шо сказать) Именно они сейчас зарабатывают деньги и диктуют условия продаванам. Именно они могут предложить новые удобства и возможности, такие как стриминг нежатого аудио, мультирум с неограниченными возможностями, управление с любого карманного девайса, коррекцию помещений под линейную АЧХ/ФЧХ зон прослушивания и др. Ну конечно же главное - новое звучание хорошо знакомого музыкального материала. Потенциальный клиент сам должен это услышать, только тогда он проявит финансовую щедрость. Еще больший эффект бывает, когда по другому начинает звучать его собственная аккустическая система, наушники, которые слушались годами. Именно все это и обеспечивает современный мощный компьютер в качестве ядра системы.

Конечно же, в дорогих инсталляциях не используется рабочий или игровой комп. Для этого собирается отдельный системник, один раз настраивается и прячется подальше, шоб не шумел. Все остальное общается и управляется по сети. Количество зон прослушивания не ограничено, от одного сетевого хранилища могут одновременно играть несколько точек вывода аналогового аудио, причем каждая со своим плейлистом и управлением. Я не буду вникать во все тонкости таких сетапов. Во первых это все же дорого, во вторых довольно сложно в рамках этой темы, ну и в третьих, представляет определенный коммерческий интерес и связано некими обязательствами с моей стороны.
Для меня всегда интересна задача получения максимума возможностей при минимуме затрат. Поэтому и буду рассказывать о простом варианте с использованием одного настольного компьютера и внешнего USB DAC. Если у кого-то имеется отдельное сетевое хранилище (NAC) - это дополнительный бонус для качества звука.


Продолжение

Вот обязательные требования к железу и софту для поставленной задачи:

- процессор с поддержкой AVX2, если есть AVX512, то это будет дополнительным бонусом. Разгон приветствуется, многоядерность тоже, но в меньшей степени. Частота памяти чем больше, тем лучше. Материнка должна иметь выход USB с отдельным контроллером и кварцем. Если такого нет, выводить можно и с обычного, но лучше приобрести спец PCIe-USB плату. Видеокарта чем производительнее, тем лучше. Нужна поддержка CUDA, она даст возможность работы на сложных пресетах, соответственно и с лучшим звуком. Возможна работа и совсем без видеокарты, как например у меня. Но тогда вся нагрузка идет на процессор и самые лихие настройки не доступны. Блок питания должен обеспечивать минимальные пульсации при хорошей нагрузке, китайский дешман не прокатит. Желательно отсутствие шума системы охлаждения при нагрузке.

- операционная система Win10x64. Я не предлагаю какие-либо экзотические варианты, или Линух. Это еще и рабочий компьютер, и у меня нет альтернативы Винде, точно так же как у большинства юзеров. Если собирать отдельный системник только для звука, то здесь есть несколько проверенных и рабочих вариантов ОС. В нашем же случае нужен универсальный вариант. Что я порекомендую - версию LTSC. Именно она отличается лучшей стабильность и меньшим кол-вом процессов и задействованных служб. Ее можно еще причесать, но это не настолько критично для звукового тракта, как об этом любят волать на звуковых форумах. Об этом потом будет отдельно и подробнее. Кроме того, я прослушивал тракты с парой "чисто аудио" ОС и сделал из этого выводы. Добавлю, что в последние 2 года японские любители звука с ПК хорошо продвинулись в плане разгрузки и оптимизации процессов Винды. И их решения реально работают, хотя мысли возникают - шайтан какой-то.. :laugh:

- музыкальный плеер однозначно Roon. Другие варианты пробовал и они отметаются без обсуждения. Главные преимущества - абсолютное отсутствие глюков, супер-надежная работа по сети с девайсами и стриминговыми сервисами, дистанционное управление в смартфоне с ПОЛНЫМ функционалом, декодер MQA, удобный каталогизатор, DSP профи уровня и многое другое. Да, лицензия на него стоит нереально дорого - 700$, но клиенты с деньгами, как правило, после месяца триала покупают годовую подписку, а потом и анлим. Но...как всегда есть варианты.. Я например, в конце года купил подписку на 3 месяца за 1$ :) Пользую с обновами последние версии с полной поддержкой всех стрим сервисов. И такие предложения не такая уж редкость, особенно если региться через VPN. Есть и совсем халявный вариант, в поиске находится на раз. Не самая новая версия и без поддержки стрим сервисов. Но по функционалу и звуковым возможностям все работает на 100%. Я уверен, в компании Roon прекрасно знают, что их продукт ломают. Но не усиливают защиту и не предпринимают кардинальных шагов, типа регистрации под конкретное железо. Это тоже своеобразный менеджмент и PR. Во всяком случае, вопрос со стримингом они закрыли за один день и без возможности сломать в будущем. Но это был конфликт интересов со сторонним сервисом. А остальное - так пользуйтесь пацаны, работайте на рекламу... пока позволяем ;)

- модуль вывода звука - HQPlayer. Здесь уже абсолютно без альтернатив, даже и близко нечего поставить. Этот продукт может работать, как и самостоятельный плеер, но 90% его использует как оконечную ступень цифрового транспорта в паре с Roon. Так же поступаю и я, в Roon производится только регулировка громкости и небольшая НЧ коррекция РСМ потока, а всю магию звука делает HQPlayer. И именно после него получается звук, сравнимый только с девайсами от 1k+$. Вот для его работы и нужен мощный компьютер. Я уже писал ранее, что по сути это не плеер, а самый продвинутый в мире сигма-дельта ЦАП, вернее его цифровая часть с возможностями, для которых еще пока даже не существует нужного железа. Самый большой прорыв был в последнее время, после выхода Интела 12 поколения. И стали доступны самые высокие показатели по частотам дискретизации. Я не силен в вопросах, как там работают новые инструкции, но зарубежные фанаты уже покупают 12900к и 3090ti для звука :D По вопросу доступности халявы здесь еще все проще, есть даже последняя версия. Но...только для Винды, для серьезных сетапов с ОС на основе Линуха есть только платная версия за 250$ и нет ломаных вариантов. Думаю, у автора та же самая политика в отношении возможности взлома, что и у Roon. Все под контролем. Так шо, пользуемся пока есть возможность..

- теперь добрались до USB выхода в нашем варианте (с минимальной ценой сетапа). Забегая вперед скажу, шо звуковой поток благополучно туда добрался, причем минуя все возможные пути аудио-тракта Винды. Потому, что после HQPlayer он в формате 1-бит потока и не поддерживается этой ОС, ей понятен только РСМ. Даже системная громкость не регулируется и идет на полную. Для реализации вывода, в систему устанавливается специальный драйвер ASIO, который делает видимым внешнее устройство.

- и вот неожиданность... USB кабель :insane: Да, камрады... :) Вы ж знаете, я не сторонник оценки звучания проводов и прочей удифильской ереси. Но USB кабель может влиять на качесто звука. Здесь дело не в самом материале проводников, а в общей конструкции кабеля. Во первых, протокол аудио не предусматривает контролных сумм и коррекции ошибок, все шурует в реальном времени. Во вторых, частота дискретизации не 44-96 килоГерц, а 11-22 мегаГерц. В третьих, в современном мире масса ВЧ помех радио-диапазона. В четвертых, кабель может иметь особенности конструкции, абсолютно не влияющие на работу принтера, но создаюшие массу ошибок для аудио. Все это я лично проверял и смотрел на экране осциллографа, который у меня видит полосу частот до 200мГц. Поэтому обязательно следует обратить внимание на конструкцию и качество USB кабеля, для аудио он изготавливаются со своими особенностями.

- добрались до ЦАПа... Здесь вариантов будет СОВСЕМ немного. Конечно, если нет проблем с денежными ресурсами, то список получится довольно большой. Ну а если эконом класса, то это отдельная тема и требует особого внимания. Пока не будем углубляться

- теперь наушники... они определяют до 90% характера звучания. Сразу говорю, чем выше их возможности, тем больше ньюансов вы услышите при изменении настроек. Я переслушал уже много дорогих моделей и, мягко говоря, не всегда цена пропорциональна тому, что вы ожидаете :-/ Для меня основной критерий - натуральность и объем. И по этому показателю для меня фаворит Sennheiser HD800, практически только их и слушаю. К сожалению, они не мои и когда-то придется отдавать, но уже знаю, куда стремиться :) Конечно же еще немаловажный момент - выходной каскад ЦАПа, либо внешний усилитель. Основные требования неизменны, это минимальный выходной импеданс и запас по току и напряжению на выходе для исключения окраса. С акустикой несколько сложнее, поскольку большое влияние оказывают отраженки помещения. Но я уже выше упоминал, что плеера позволяют сделать коррекцию временных и фазовых характеристик для компенсации каши, там это по умному конволюцией называется..

на сегодня всЁ....продолжение будет)
YuGo
Member
Аватара пользователя
Откуда: Україна Волноваха

Сообщение

Хотел бы продолжить.

Что я больше всего слышу по сравнению с "классической" схемой аудиотракта? Прежде всего бОльший объем и разделение инструментов, четкие передние и задние планы, более длинные послезвучия. Еще убирается каша на тяжелой музыке и совершенно неожиданно начинает звучать материал с низким динамическим диапазоном 3-6дБ. При чем это на самом простом формате компакт диска 44,1кГц/16бит. Есть еще и другие тонкости, но оставим их для обсуждения аудифилам.
На звуковых форумах ответов вы не найдете, в основном обсуждается эзотерическая хрень, а если есть техническая составляющая, то она играет на стороне тех же продавцов. Я попытался разобраться исключительно как технарь, насколько это возможно. Прежде всего я пообщался со звукорежиссером, который имеет большой опыт сведения музыки, в том числе и живой. Больше всего меня интересовало, почему в студии или на концерте все звучит четко, раздельно, не сваливается в кашу и не "орет" на большой громкости. В то же время в домашних условиях только самые дорогие системы могут такое повторить.

Ответ оказался и простой, и сложный одновременно. Для того, чтобы избежать каши и сваливания в кучу, при сведении делается дополнительная обработка дорожек в виртуальном пространстве. Т.е. исполнителей можно расположить не только левее или правее, но и ближе - дальше и даже выше - ниже. Все это сейчас делается средствами электроники без проблем. Физически это выглядит как временные задержки, фазовая коррекция, реверберация и еще с десяток терминов, понятных только для спецов. Сделать можно все что угодно, на первый план тут выходит класс звукорежиссера, его уши, видение картины и опыт. С его слов, сейчас электроника может сделать эффект присутствия круче, чем вживую в самом лучшем помещении студии звукозаписи. В идеальном варианте, после сведения, все это должно присутствовать и на коммерческих форматах в тираже. В реале не все так сладко, есть еще ошибки квантования АЦП, но они не существенны. Когда я заговорил об ущербности формата CD, то он просто засмеялся и сказал, что 96дБ хватает с головой, при этом информация о тонкой локализации находится в промежутке -40-60дБ. А еще напомнил об особенностях человеческого уха, кривых равной громкости и прочих азах психоакустики...

По итогу я решил спробовать подтвердить это техническими средствами, а не полагаться исключительно на слух. Мало ли чего, а вдруг показалось.. :)
Ведь получается интересная картина, пространственная информация присутствует на записи, дорогие тракты ее демонстрируют, а остальные просто не видят или теряют. Я сделал следующее - оцифровал тональные сигналы частотой 1-5кГц с уровнем записи -40-60дБ. Именно такие сигналы в основном несут информацию о пространстве в музыке. А вот виртуальную глубину определяют временные задержки, поэтому я оцифровал еще и прямоугольные импульсы такой же частоты и уровня. Все это сделал в формате 44,1/16. Эти сигналы я подавал с компьютера через следующие звуковые тракты:

Тракт 1 - Foobar2000 -> без конвертациии -> USB -> DAC SMSL10 MK2 mode PCM44
Тракт 2 - HQPlayer -> конвертация PCM to DSD512 -> DAC SMSL10 MK2 mode DSD8

Итоговый результат в аналоге наблюдал на экране осциллографа. Я был удивлен, насколько отличалась форма сигналов после прохождения разных трактов. И чем меньше был уровень, тем больше разница. Если в двух словах, то наиболее близким к исходнику получался сигнал второго тракта.
Я эти опыты проводил еще осенью, и свой SMSL вскоре продал.. А толчком к этому послужил другой ЦАП - RME ADI-2 DAC, который был в то время у меня в ремонте. Этого немца после лечения я послушал, а потом подкинул во второй тракт для измерений. Дополнительно еще добавил разные комбинации 2 частот, чтобы увидеть и интермодуляционные искажения на малых уровнях. А вот здесь уже разница оказалась еще большей и заставила сильно задуматься, в чем причина. Ведь я видел, на какой элементной базе собран этот немец ценою в килобакс.... :think:

Но здесь уже надо переходить непосредственно к устройствам вывода цифры в аналог. Пока на паузу..
daniilphotos
Junior

Сообщение

Спасибо автору за очень подробное изложение информации! Никогда не интересовался этой темой, а тут опять...

Я тут случайно, хотел было пробежаться и дальше пойти мимо, но тут вдруг читаю: "Мне нравится, когда инструменты и исполнители звучат раздельно, есть передние и задние планы, а размеры звуковых образов соизмеримы с реальными. Поэтому и обращаю внимание прежде всего на эти измененимя." Это совпадает и с моим отношением к музыке, а услышать это от технаря, который разбирается в "Реалтеках" для меня большая удача, так как он наверняка сможет ответить на мой вопрос - способен ли Аудиокодек Realtek ALC892 на что-нибудь из этого, или речь идет Исключительно о перечисленных вариантах Реалтека в этой ветке?

Я слушаю музыку на сами поняли уже чем, но недавно мне в руки попадал ЦАП Teac UD-301-X (на второй день появился треск и я вернул его почтой за 4000 км в магаз, где покупал (ага, живу в далеках от Москвов да Питеров, у меня все эти дела нельзя послушать живьем)), и я подофигел от ощутимой разницы. Не могу сказать, что эквализация (или как там это называется, АЧХ) мне идеально подошла (посветлее бы верхов и серединок чуть-чуть, прям немножко (Слушал в Beyerdinamic BD 770 Pro 80 Ом)), но всяко в разы интереснее моего Реалтека, но в большей степени я был поражен детализацией звука.

Я услышал музыку по новому. На примере группы Whitesnake (песня Too Many Tears 95 года) - во-первых, появилась текстура баса и гитар, я услышал, как струна не просто издает звук, но и вибрирует, дребезжит, где-то звякает об лады... Было такое ощущение, что меня посадили перед комбиком. А я ведь когда-то был на репетициях у разных групп, и мне знакомо это ощущение, когда сидишь перед комбиком и волосы дыбом - не думал, что это настолько можно передать через наушники дома у компа. Но не суть...

Суть вот в чем. Решил я купить себе ЦАП, так как давно понимал, что мой пк не умеет издавать звуки должным образом. Космических стремлений в этой области у меня не было, и я начал изучать звуковые карты, но каким-то образом вышел на стационарные ЦАПы... и тут-то понеслось. Teac я взял со скидкой, а иначе бы я его просто не стал бы покупать - дорого. Кроме треска, который появился на второй день, я столкнулся и со второй проблемой:

ЦАП на передней панели имеет индикаторы частоты дискретизации от 41,1 до 192 кГц, а также DSD 2,8 и 5,6 МГц. Когда ничего не воспроизводится, соответственно ничего и не горит. В момент захвата звукового потока загорается индикатор с частотой, соответствующей качеству аудиофайла, либо выводу плеера (Foobar с плагинами для DSD, через ASIO), если так настроить, либо системным настройкам, если браузер (вк, ютубчег, ютуб-музяка). И не тут-то было, каждый раз при захвате звукового потока звук появляется не резко, а с нарастанием, то есть, если песня начинается с удара барабана, то этого барабана просто нет, так как первые пол секунды или дольше (зависит от дискретной частоты (до 192 кГц еще терпимо и через раз), а в 5,6 МГц так вообще кошмар). При последовательном воспроизведении композиций с одной дискретной частотой этот эффект не возникает (в том случае, если переход между ними автоматический, вручную - возникает). Если все композиции с разной дискреткой, то постоянно эти нарастания, даже при автоматическом переходе. В общем, нарастание происходит в момент загорания или смены лампочки на ЦАПе.

И вот прикол. Захожу в настройки звука Windows (вкладка Дополнительно, где устанавливается битность и частота дискретизации), нажимаю на кнопку ">Проверка". Должен был я услышать поочередно в каждом канале "трынь-тынь-тынь, трынь-тынь-тынь", а услышать только "...-тынь-тынь, ...-тынь-тынь". Тогда я запустил Ютуб в браузере на минимальной громкости (1%), и пока ютуб ютубил, "трынь" в начале никуда не пропадал, как только отъютубил, снова стало пропадать. В итоге опробовал это на трех компах с абсолютно разными конфигурациями - даже нубук у соседа спер. Та же песня... драва я устанавливал только на свой комп, причем еще, как написано в инструкции с соблюдением порядка установки/подключения. На встройке никогда бы подумал, что такое бывает, а тут еще и выяснил, что пока звука нет, звуковая карта отдыхает, и захватывает его только в момент начала воспроизведения (но не в случае с бывшем моим Teac).

В общем, я жутко расстроен. Поскольку по звуку ЦАП мне зашел, и мне не хотелось бы экспериментировать дальше, без возможности послушать, я решил выяснить, дело конкретно в моем экземпляре или это особенность модели. Если первое, я бы возможно купил его снова и не парился, но если это общий косяк, то конечно мне такое счастье не нужно. И я начал на Яндекс-Маркете вылавливать владельцев и интересоваться на счет этой проблемы, но они отвечают как-то скользко, либо игнорят, как будто им заплатили за молчание. Люди по ходу просто не хотят отвечать на вопросы длиннее двух слов. А уж тем более провести эксперимент с кнопочкой ">Проверить" - кто я такой, чтобы мне помогать. Обидно, что людям так сложно помочь с одним вопросом, даже когда это ничего не стоит. Это как пройти мимо упавшего с 10 этажа еще живого человека, и вместо того, чтобы вызвать скорую - перекреститься и топать дальше. Опять не суть...

У меня был и второй вопрос. Но прочитав вот это "По поводу За те деньги что стоят эти плееры...(с) Если у вас такие проблемы с поиском в Гугле - напишите мне в личку, помогу найти "народные" варианты.", я решил, что тоже пожалуй в личку напишу, т. к. с поиском в Гугле проблемы и у меня. А хотя зачем писать, вы наверняка прочитаете мою поэму, уловили суть того, чего мне хочется от ЦАПа, и надеюсь откликнитесь -). Я бы не отказался от помощи выбора народного ЦАПа от продвинутого в этом деле человека, так как переплачивать за Teac, который снова окажется с такой же е**нцой, как-то не очень горю желанием. Тем более, если есть аппараты меньше ценой, но не уступающие в качестве.

Кстати, двойное моно дает ли какой-то реальный прирост в пространстве звука, или это тож маркетинг? В принципе, пространственность я хорошо ощутил на Teac'е, по сравнению с Реалтеком, но точно ли дело в двойном моно - это вопрос.

Извините, если не все по теме написал, но уж слишком широкая тематика затронулась...
YuGo
Member
Аватара пользователя
Откуда: Україна Волноваха

Сообщение

daniilphotos
К вопросу по ЦАПу. Здесь причин может быть несколько, как в самом девайсе, так и в Винде. Начну с системы. При подключении внешнего устройства, я уже больше года как не использую стандартные инструменты и аудио тракт от Винды. Наоборот, стараюсь как можно дальше от них уйти. Поэтому, если вы слышите с выхода внешнего устройства "тынь-тынь", то значит звук попадает в системный микшер со всеми вытекающими. Мой вариант предполагает полный отказ от вывода РСМ из компа, только 1-бит. Этот формат не понятен для Винды, даже громкость не регулируется. Для его вывода требуется спец. драйвер от производителя девайса. Только тогда можно исключить негатив от системы. И весь софт, который я рекомендую, хорошо под это заточен. В вашем случае трабл легко проверить, подключив к компу другой внешний девайс. Если и он будет выдавать звук с нарастанием, то причину ищите в Винде. Тут Гугл поможет.
Сам ЦАП можно проверить, подав на его вход сигнал с иного источника - другой комп, планшет, порт. плеер и т.п. Если будут проблемы со звуком, то причина в девайсе. Давайте если более подробнее, то через личку.
Я знаком с продукцией TEAC, у меня был на тестировании Teac UD-505, и собираюсь коснуться его особенностей дальше в теме.
Scoffer
Member
Аватара пользователя

Сообщение

YuGo: 07.02.2022 09:45Этот формат не понятен для Винды, даже громкость не регулируется.
Цей формат не зрозумілий ні для кого. DSD принципово неможливо обробляти напряму. В тому числі неможливо зарегулювати гучність або підкрутити АЧХ. Все, що можна зробити це конвертнути DSD->(PCM або DXD)->DSD з втратою якості, і обробити посередині.
В твоєму випадку PCM->DSD->PCM->DSD :lol: Я б описав одним словом що я думаю про таку високу якість звуку, але за таке забанять.
YuGo
Member
Аватара пользователя
Откуда: Україна Волноваха

Сообщение

Scoffer: 07.02.2022 10:07 В твоєму випадку PCM->DSD->PCM->DSD :lol: Я б описав одним словом що я думаю про таку високу якість звуку, але за таке забанять.
Я це і бажав від когось почути!.. Все вірно розумієш, і я радий, що ти в темі :up: Ще не здогадався, чому я продав SMSL? :)
Не поспішай, я далі все розкажу...
Феном Феномыч
Member
Аватара пользователя

Сообщение

YuGo: 05.02.2022 20:59фанаты уже покупают 12900к и 3090ti для звука
:super:

Отправлено спустя 19 минут 59 секунд:
А многоканальный звук? Это же должен быть изначально трек. Или псевдо.
Ответить