Всех благодарю за такое внимание к теме!
Вижу по количеству просмотров
Особенно радует помощь оппонентов ау-филов в плане креатива, вроде "как накачаться, не ходя в зал, бесплатно с лопатой на огороде, а затем - на лисапеде 10 км домой"
evrial, вы не сильно обиделись, что я расставил знаки препинания и возможно, несколько исказил смысл вашего посыла? Где же вы раньше были... именно так я бы и назвал тему
Камрады! Кто знает, а админ одобрит поставить эту фразу в качестве эпиграфа к теме?
Продолжаем разбирать характеристики, следующий параметр - гармонические искажения.
Ранее больше пользовались термином нелинейные искажения, откуда, в идеале форма сигнала должна точно соответствовать линии синусоиды. Параметр широко обсуждаемый и для многих являющийся чуть ли не главным критерием оценки качества звука. Однако, и здесь не все так однозначно. Иначе чем еще можно объяснить термины "ламповый звук", "благозвучные гармоники". Под этим обычно имеют в виду вторую гармонику, т.е. частоту, вдвое большую частоты основного тона. Она больше других по величине, обязательно присутствует и вносит ламповость в звук. Действительно, четные гармоники не режут уши, приятнее на слух. Но ведь это же все равно ИСКАЖЕНИЯ! Абсурд какой-то, или заворот ушей у фанатов? Как мне видится, ответ можно найти, исследуя муз. сигнал на спектроанализаторе.
Самый простой пример - когда на бас гитаре берется нота МИ большой октавы, то основной тон это около 80Hz, и это просто тупой гул на слух. Но струна производит целый спектр колебаний, и на анализаторе левее мы видим чуть меньший по размаху пик на 40Hz (контр-октава), а это уже "мясо". Правее будет еще меньше по уровню, на 160Hz (малая октава), а это атака, удар, дальше пики все меньше на 320, 640, 1280Hz и т.д. уже совсем небольшой величины, но именно они дают обертоны, узнаваемость.
Все вышеперечисленное и есть четные гармоники! Именно с их помощью мы отличаем Fender от Rickenbacker. Как у одной, так и у другой марки есть свои фанаты, которые до слюней будут доказывать, что их кумир звучит лучше. Каждый будет прав по своему, каждый слышит так, как ОН слышит. Примерно так я вижу физику четных гармоник в контексте сухих и скучных технических измерений и графиков
Если челу нравится ламповый звук усилителя - это его выбор и не надо с ним спорить.
Совсем другое дело нечетные гармоники. Это как диссонанс и консонанс у музыкантов. Это как к хору Gregorian на их концерте вдруг присоединится десяток пьяных бомжей и начнут подпевать, причем не с мест, а с микрофонами на сцене. Именно примерно так и обстоят дела с нечетными гармониками. Чем больше их спектр и величина, тем громче они будут орать голосами пьяных бомжей. И здесь в техническом плане на первое место выходит схемотехника, цена комплектующих и самое главное, мозги проектировщиков и конструкторов.
Посмотрим, как у нас дела в этом плане. Оценка за гармоники снова ОТЛИЧНО, правда гармоники+шум оценены на ХОРОШО. Разбираемся с графиком:
- спойлер
Знакомая уже линия шумов с мощным сигналом 1kHz по центру. Справа от нее небольшой столбик ниже -100db, это вторая гармоника, еще правее третья с уровнем ниже -110db. Еще можно заметить 4-ю - и ВСЕ. Цифры отчета фиксируют величину около одной тысячной процента. Результат просто потрясающий, как для изделия, стоимостью 2$! Даже комментировать нечего.
Теперь об оценке ХОРОШО за искажения + шум. Я уже писал, что намеренно делал не идеальные условия измерений, не применял кабелей измерительного уровня и внешнего эталонного интерфейса, а использовал тот же Реалтек с его линейным входом. Шум в связке с искажениями и дал такую оценку. Но и сумарная величина в районе пяти тысячных процента в таких условиях просто удивляет.
По поводу вопроса о влиянии питания на эту характеристику. Блок питания у меня с очень низкими пульсациями, поэтому его влияние маловероятно. Не видел подробную схему материнки. Допускаю, что она может иметь дополнительные преобразователи DC-DC для питания звуковой части. В области рабочих частот графика, в плане помех от "питалова" абсолютная тишина и гармония. В области выше 20kHz есть какие-то выбросы, один возле 50kHz даже может быть помехой от питания. Но это ниже всех мыслимых и немыслимых уровней помех. На оцифровках винила 96/24 мусора такого спектра в тысячи раз больше.
Подвожу итог. Отмечаю отличную работу инженеров, создавших чип ценой 2$ с такими потрясающими параметрами. Не подкачали и инженеры Гигабайт. Схемные решения, комплектующие, топология материнки на высоте. Еще раз упомяну о новом драйвере, не предполагал, что он способен уменьшить уровень искажений почти в 6 раз! Алгоритм работы ЦАПа может поменял?
Вывод - уровень гармонических искажений встроенной звуковой карты ALC1220 никоим образом не может ухудшать качества звука.
Отправлено спустя 25 минут 45 секунд:
Продолжение следует...