Совсем давно эдак на заре становления FHD как мейнстрима, до 4к и вайда, была одна бородатая статейка технаря -инженера толи от IBM толи от ATI (до AMD). Так вот суть подсчетов сводилось к тому что для FHD пороговая емкость видео буфера 2гб, соответственно дальнейший рост разрешения линейно увеличивал потребления буфера VRAM, что приводит к мысли текущей для 4к около 8гб VRAM (4k= fhd x 4). Но это все хорошо когда есть определенная потребность в кадрах, раньше когда не было хотелок в синхронизациях фпс с частотой кадра (60\144\200) то это требование более-менее выполнялось, опять таки при большой пропускной пси-е 3.0 (даже теперь под нажимом ввода стандарта пси-е v4.0, скорость не выбирают на полную даже для мульти мониторного фреймрейта) говорить о том что при ограниченном VRAM любой движок не может гонять остатки буфера в RAM и даже далее в SWAP ндд системы, для пк это проще и я бы сказал гибче с точки зрения реализации, чем в железе где заточено ограничение.
По итогу и приходим к тому с чего начинали, при росте разрешения, идет отказ от сглаживания, добавления мыла в отдаленные объекты кадра опять же для облегчения скорости отрисовки\закраски кадра. Не удивлюсь, если по итогу еще 1-2 года и они задолбаются клепать 2-3, 4-6 8-10-12гб и тп версии карт, а будет вставной модуль памяти типа nvme слота м.2 который потребитель будет покупать отдельно от карточки, и ставить сам сколько ему необходимо, так скажем до значительного роста объема памяти на чип и технологии удешевления.
вот даже похожее видение проблемы теперь
https://ichip.ru/skolko-videopamyati-nu ... h-igr.html